К постоянно находящимся
в соборе 4 большим картинам Рубенса – «Воздвижение на крест», «Снятие с креста»,
«Явление Христа народу» и «Вознесение Богородицы», прибавились несколько
десятков не менее интересных алтарных картин.
К сожалению,
первоначальное расположение алтарей не было соблюдено, но принцип расположения
алтарей у колонн, лицом к главному входу и символическое ограничение территории,
куда могли заходить только священнослужители – были воспроизведены. Если Вы еще
сомневались, стоит ли приезжать в Антверпен сейчас или нет, выставка – весомый
аргумент в пользу положительного решения.
Ведь вы увидите -
-
««Христос на соломе»
Питера Пауля Рубенса – в отличие от большинства других картин, это не
алтарная картина, а эпитафия на могилу четы богатых торговцев, похороненных
в соборе. Как мы это видим всегда в старом искусстве, все предметы имеют
свое значение, даже если мы его теперь не всегда понимаем. Солома – не
исключение. Бедных хоронили завернутыми в солому. В то же время, обратим
внимание, Рубенс пишет несколько колосков, что напоминает нам о хлебе,
символе Христа. Разломленный хлеб напоминает о страдании и смерти Христа, но
и о возрождении, что соответствует смыслу эпитафии.
-
«Оплакивание
Христа» Квентина Метсейса, того самого, про которого писал Александр Блок,
возвращаясь из Бельгии в 1911 году, как про свое самое большое открытие от
этой поездки, Метсейса, кованое навершие колодца которого мы видим,
приближаясь к собору (в молодости Метсейс был кузнецом).
-
«Страшный Суд»
Бернарда Ван Орлея – единственного художника, представленного среди самых
выдающихся людей Бельгии всех времен
в Брюсселе в сквере
Малого Саблона, редкого художника, способного одновременно(!) писать
картины в двух разных манерах – обычные и в стиле пуантилизма, позволявшего
производителям гобеленов точно выбирать нужную нить.
И многие, многие
другие…
Максим Шатров - Ваш проводник и эксперт в области покупки алмазов и бриллиантов в Бельгии (Антверпене), а также, -
гид в Брюсселе Бельгии.