Достопримечательности Бельгии


 Бельгия - страна музеев и экскурсий

 

Максим Шатров
Гид - экскурсовод, историк, переводчик.

тел. +32479575491 Брюссель Бельгия
Skype: Maxime19611 E-mail: turgid@mail.ru
Звонок через Skype: +32479575491
 

Национальный флаг Бельгии

 

  Бельгия славится витражами

 О гиде

Контакты

Тарифы

 Экскурсии

Транспорт


Гид по Бельгии, если вы его попросите, обязательно отведет Вас в Музей истории и искусства Брюсселя – одну из главных достопримечательностей Брюсселя и всей Бельгии, где Вы сможете ознакомиться с техникой производства и экземплярами старинных витражей, что поможет лучше понять красоту католических церквей – важных достопримечательностей Брюсселя, Антверпена, Гента или Брюгге.

Обычно витраж начинается с проекта, исполняемого в размере 1 к 10 и учитывающего как пожелания заказчика, так и будущее место витража – ориентацию по отношению к солнцу, условия освещения, функцию помещения и другие параметры.

Затем создается картон – в полную величину. На картон наносятся не только цвета стекла, но и возможные рисунки на нем. Учитывается также расположение и ширина свинцовых прокладок-рамок между стеклами, так, чтобы можно было получить точные размеры необходимых стекол. Копия картона разрезается, и полученные шаблоны используют при вырезании кусков стекла. Затем наступает сложный этап выбора стекла. Витражист очень редко использует полностью прозрачное и равномерно окрашенное стекло (раньше это было невозможно и технически). Неравномерность окраски и плотности стекла придают витражу жизнь. Не следует забывать и то, что в большинстве случаев витраж должен сделать невидимыми находящиеся сзади него объекты.

Следует знать, что кроме более-менее однородно-окрашенных стекол, получаемых различными способами, в ряде случаев используют и так называемое стекло- аппликацию. Состоящее из двух слоев – толстого прозрачного и тонкого – цветного, оно позволяет делать на стекле гравировку. Удаляя – пескоструйным аппаратом, кислотой или алмазным резцом - часть цветного слоя, витражист получает рисунок белым или уменьшение плотности цвета. Возможна и гризайль - роспись по стеклу. Для нее используют измельченные в порошок окислы железа или меди, которые затем фиксируют на стекле путем нагрева. Гризайль не изменяет цвет стекла, но делает его менее прозрачным. Использование желтого серебра, появившегося в начале XIV века, добавляет в витраж желто-оранжевые оттенки. Использование прозрачных эмалей с конца XVI века невероятно расширило гамму цветов, сделало легкодостижимыми любые оттенки, позволило более не прокрашивать стекло во всю глубину – но, в то же время, резко сократило срок жизни витражей – эмаль легко откалывается и осыпается.

Готовый витраж собирают, начиная с нижнего края, укладывая стекла и спаивая свинцовые рамки- прокладки между собой.

Средневековый витраж.

 Самые старые витражи на территории Бельгии относятся к 13 веку. В них использованы толстые стекла небольшого размера и ограниченного набора цветов – красного, желтого, синего, зеленого и сиреневого. Резали такое стекло раскаленным железом, а затем, при необходимости, обкалывали края специальными кусачками. Витражи 13 века обычно имеют форму круглых медальонов и представляют религиозные сюжеты, сцены из Библии или из жизни святых. Эти иллюстрации помогали неграмотным в своей массе верующим лучше понять и запомнить Библию. Все детали витража стилизованы, персонажи различимы лишь по одежде и символическим предметам. Нет никакого намека на перспективу, элементы декора примитивны, геометричны и повторяемы. Эти витражи, сохраняя традицию манускриптов и мозаик, нередко имею широкий бордюр.

Уже в 14 веке прогресс в выдувании и разрезании стекла позволяет использовать стекло больших размеров, уменьшается количество свинцовых перемычек. Использование желтого серебра позволяет рисовать по белому стеклу детали лица и тела в желтых и оранжевых тонах. Так витраж из искусства мозаики очень постепенно начинает превращаться в искусство рисунка. Витраж более становится светлым, но менее ярким.

Готическое искусство, воспринимающее свет как Бога и требующее все больше света в церквях, увеличивает окна и изменяет форму витражей – вместо круглых медальонов появляются вертикальные узкие сюжеты. Начинают прорисовываться детали, делаются попытки передать перспективу. Изменяется и сюжет – Христос Страдающий замещает Христа Победителя 13 века, появляются, как и на картинах, портреты дарителей. С конца 14 века не только дворянство и духовенство, но и буржуа или корпорации выступают заказчиками и меценатами витражей. Для 14 и 15 веков характерно и частое изображение на витражах или около них ангелов.

С первой трети 15 века искусство витража попадает под влияние живописи старых фламандцев, развившейся благодаря меценатству Бургундских герцогов, которые управляли тогда землями Южных Нидерландов. Живопись этой эпохи – искусство буржуазное, основанное на богатстве, приносимом производством и продажей шерстяных тканей. От живописца и витражиста требуется умение передать богатство и оттенки тканей, драгоценных камней, деталей быта. Портреты дарителей становятся узнаваемыми. Витраж становится разновидностью живописи, знаменитые художники, такие как Ван Эйк или Ван дер Вяйден рисуют картоны для витражей.

В последующих статьях мы поговорим об искусстве витража последующих эпох, когда создавалось большое количество достопримечательностей Бельгии и ее знаменитых городов – Брюсселя, Антверпена, Брюгге и Гента